|
|
Издательство «Стетоскоп»
Содержание журнала «Стетоскоп» за 1993—2010 годы
"±стетоскоп" N32
Михаил
Богатырев
Эхо
механической лестницы
В начало
"Как
раз в двух соснах-то легче всего заблудиться, — продолжал невидимый собеседник, — можно, конечно, довериться поговорке, гласящей: "дорогу осилит
идущий", да только ни в коем случае нельзя забывать, что путь "идущего"
состоит из ловушек, самую первую из которых эзотерики приморского края
называли "зона прилива" (см. для сравнения: "...Две группы
человеческих существ работают с отсутствием прилива и отлива на физическом
плане, но неизменно демонстрируют тягу к работе. Это люди, которые настолько
малоразвиты и так низко стоят (если можно так выразиться) на лестнице
эволюции, что у них нет ментальной реакции на обстоятельства, но есть
исключительно отклик на физические потребности; их время уходит на удовлетворение
желаний. Последнее никогда не прекращается, поэтому мало что можно назвать
циклическим их выражением. Затем имеются мужчины и женщины, которые <...>
сознательно работают с циклами, которые <...> свободны от физической
природы и <...> искушены в природе желания..." — Алиса А. Бейли.
"Трактат о белой магии", стр. 446 первого российского издания
(Новочеркасск, 1992), соответствующая 514-515 (!) стр. английского оригинала).
И действительно,
для того, чтобы выполнить восхожденье достойно, экстатик должен наложить
на свою натуру вето, "запретить себя" и жить ради ближних, то
есть действовать как "пустое место".
К сожалению,
в большинстве своем жертвы экстаза не желают следовать Ад-Деиру (Ад-деир — вымышленный нами ученый, филолог и мистик, составитель "Словаря
лабиринтов" (см. редакционную статью в 19 номере журнала "Стетоскоп").
Имя Р. Ад-Деир — это анаграмматическая инверсия имени Деррида), учившему:
"неустанным трудом крепи, восхожденец, мускул малейшей жертвы, и
будешь прав".
Вот тут-то
и начинается "зона прилива": эпизод "прилив", накапливаясь
в котором, импульс самоограничения (см. для сравнения: "При рассмотрении
проблемы пленников планеты и их конечного освобождения, следует помнить,
что одна из сил, лежащих в основе всей эволюционной схемы, это Принцип
Ограничения <...>, тесно связанный с импульсом воли и ее низшего
отраженья — желания..." — Алиса А. Бейли. "Трактат о белой магии",
стр. 480 первого российского издания, соответствующая 530-ой стр. английского
оригинала) переносит путника от одного диска к другому, сменяется эпизодом
"отлива", когда толчок самопреткновения будит ограниченную до
пустоты экстатичность, переадресуя ее в прежнее русло.
Неодинакова
скорость вращения дисков, "новое"
подсекается "старым", оно устремляется в "старое"
как в воронку, если не удерживать его под контролем.
Что же
касается изолированного волевого усилия, то оно — наравне с мышечным —
не в состоянии поддерживать ход иллюзий, будь то нравственный перпетуум-мобиле
или некрофутуристический космос-осмос.
Без дополнительной
поддержки человек засыпает, слабеет будто рыба, выброшенная на берег,
и во сне переносится в точку начала движенья, подобно камню Сизифа, скатившемуся
с горы.
В лучшем
случае, пробуждаясь, мы кричим "ау!" в раструб внутреннего реализма
(это "ау!" звучит подчас как "эй, ухнем!"), призывая
самих себя сосредоточиться на остатках самосознанья, которое — в целом — увы! — уже поистрепалось во многих попытках
одного и того же зачина.
В худшем
случае пленник экстаза считает, что
он движется вверх, когда на самом-то деле его жизнь рассыпается сверху
вниз, подобно колоде карт на замедленной киносъемке, она становится чередой
ситуаций, в которых одни и те же зыбкие персонажи фосфорецируют, меняют обличья, бессменно и бесцельно
мерцая на границах мифологемы ........ внутри пустого прозрачного диска,
на территории "дежа вю".
Все уже
было, было, и не однажды, и знакомство с каверзной стратегией послаблений,
когда слабеющий сам себе внушает, что от потраты глотка живительной пневмы
духовный шар не сдуется ни на йоту (см. для сравнения: "...Третий
интервал <имеется в виду период молчания. — прим. автора> аналогичен
периоду вдоха. В этом цикле уходящее сознание собирается и поднимается
вверх. Когда успех увенчивает это усилие, сознание уходит из того, что
называется личностью, аспект механизма, и становится измененным сознанием..." — Алиса А. Бейли, указ. соч., стр. 467 русск. изд., аналог. стр. 515-516
англ. ориг.) .....................
Были
и судороги, незаметно
подражаюшие
невосполнимости жизни,
судороги,
напоминающие плеяду
мелких,
дозированных выдыханий,
наподобие
тех, что практикуются в школе
"дза-дзен",
в кругу веселых
нео-буддистов,
расчленяющих
мантру
как бамбуковый
ствол
(на отдельные
звенья)
треугольными
ножницами
диафрагмы.
Но
в отличие от адептов
дыхательных
медитаций,
конструирующих
большое
белое А
или на-му-а-ми-да-бу-цу,
мученик
экстатичности выдыхает
свое духовное
содержание
в вакуум,
не замечая,
как испаряется
совесть.
Вот
здесь-то его и поджидает ловушка, своего рода капкан, в котором действует
принцип лестницы, превращенной в воронку.
В
продолжение
В оглавление
|