|
|
Издательство «Стетоскоп»
Содержание журнала «Стетоскоп» за 1993—2010 годы
"±стетоскоп" N32
Михаил
Богатырев
Эхо
механической лестницы
Михаил
Богатырев
Эхо
механической лестницы
эклектические
конструкции
"По
сути дела, жизнь человека — это стандартный расклад игровых ситуаций:
при каждой сдаче возможен джокер, но, как правило, все расходятся при
своих", — внушал Николаю Алябьеву голос. Слова шелестели, как игральные
карты в руках фокусника, при этом сдвоенные бюсты суждений выскальзывали
из объема комнаты, как если бы их извлекали из-под крахмальной манжеты;
аргументы же шли втемную, плоской шеренгой, не ориентированной ни вверх,
ни вниз; заметно было только, как мельтешит двухцветное волокно на плоских
рубашках.
Казалось,
что артикуляционная мышца, лишившись координат, сокращается внутри нервной
клетки. В итоге голос звучал из ниоткуда, — с ним невозможно было вступить в полемику, но, вместе с тем, от него
нельзя было отказаться.
Неосмысленный
взгляд Николая вновь и вновь упирался в стандартную плоскость: угол стены,
серый край потолка... Какая наиничтожнейшая декорация на театре умственных
действий(!), но зато какая свобода, какой мощный эффект отвлеченности
от чего бы то ни было, сравнимый, разве что, с анонимным сиротством позднесоветской
парковой скульптуры! Впрочем, гипсовый дискобол или бойскаут с отшибленной
пятернею салюта внесли бы, пожалуй, неизгладимый отпечаток персонализма
во взаимоотношения Николая и Логоса (оговоримся: дискобол возникнет чуть
позже).
Голос
тем временем набирал силу, конструируя внутренние механизмы жизненного
стандарта, напоминающие маховики, сокрытые под циферблатом, по которому
время бежит наперегонки с тенью, но без участия стрелок:
"...До
и после себя экстаз оставляет
мадеполам,
застиранные пеленки,
это все,
что было и все, что будет, -
пробуждение
в заколдованный круг.
Но
у будничной необходимости рождаться заново, на которую я сейчас намекаю,
нет пересечений ни с мифом об Осирисе,
ни с патетикой "вечного возвращения", ни с коаном о "нерожденном"
(в пересказе московского математика с рыбьей фамилией), ни уж, тем паче,
с Колесом Сансары..."
- Ну
все, я, кажется, отхожу, — подумалось Николаю с какой-то вымученной, безучастной
печалью. — То ли пьянею на чужом похмелье, то ли вступаю в последний предел
трезвения.
"...Но
ни то, ни другое, ни третье, -
продолжал
витийствовать голос, -
не говоря
уже о четвертом,
не дают
достаточных представлений
о новаторе
постэкстатической эры,
уцелевшем
после утраты девиза:
"Вне
себя — как в себе, а в себе — неволя".
Речь
идет, безусловно, о человеке "текучем", но без всякой примеси
эманаций Достоевского, Ду Фу, Гераклита,
не говоря уже о Вергилии, явившемся Данту.
Речь
идет о тех, в чьих душах столкнулись два подземных флюида: призрак Рода
и призрак Театра, причем, последний возобладал... Одержимые звериной гордыней
самоумаления, эти люди растратили себя напоказ; выворачивая перед другими
свое нутро наизнанку, они забыли о том, каков их подлинный облик. А в
положенный час, когда приходит актерам время сходить со сцены и превращаться
в людей, сюжет какой-нибудь чеховской драмы оказывается замкнутым в кольцевой
бесконечности самопознания действующих лиц:
- Дядя
Ваня, ты почему плачешь?
- Я
плачу, милая, потому что не могу выйти из роли... Заклинило что-то у меня
в душе...
Ружье
тем временем уберут со сцены, и кресла из зала вынесут на задворки, и
когда, наконец, места соглядатаев опустеют, всем станет ясно, что театр
жизни выехал в неизвестном направлении.
Иллюзион закрыт. Что здесь теперь? Хранилище
стекловаты?.. Канализацонная секция?.. Картотека автоцитат (Здесь уместна
автоцитата:
"...Механизмы,
мы снимся друг другу
(смех в
системе канализации).
Нас — в
обнимку — вращает по кругу,
Мы в системе
канализации.
- Это
я в системе канализации...
- Нет,
я в системе канализации
- Нет,
я в системе ка-на-ли-за-ции......
(М. Богатырев.
"Стихотворная палка", 1995))?
Между
тем, в зачехленном автобиографическом небе вращаются несколько дисков,
насаженных на общую ось. Волевым усилием переносится восхожденец с одного
диска на другой, соседний, хотя сам-то он, может быть, думает при этом,
что стремит свое тело по лестнице вверх. Вверх по лестницам! — от массивной
лестницы Иакова и подпорок Духа у Иоанна Лествичника до заезженного в
70-ые годы супершлягера группы Урия Хип под названием "Лестница в
небо" (образ лесницы символически связан, заметим, с ожиданием обновления)..."
Голос
замолчал, и Николай попытался сочетать в уме образы лестниц с начертательной
геометрией диска, однако воображение его, уподобившись своенравному ремесленнику,
отказывалось работать на заказ...
В
себе, как в старинной радиоле, Николай неожиданно обнаружил и шкалу звука,
и рукоять тембра, и какие-то генераторы, фильтры, — словом, все, чем характеризуется
голос... но, вместе с тем, сменить частоту настройки Николай был не в
силах. Его терзало сомнение. "Может быть, — думал Николай, — я имею
дело с криком совести, а может быть, это болезненное порождение воображения..."
В
продолжение
В оглавление
|