Александр Елеуков
"Концепция прекрасного "
культовое эссе

1. Что такое красота?
2. Что такое прекрасное?
3. Красиво ли прекрасное?
4. Почему прекрасное не всегда красиво?
5. Пять признаков красоты прекрасного (начало)

5. Пять признаков красоты прекрасного

Признак четвертый

     АЕ. Сколько хлопот нам уже доставило прекрасное; как бы оно не ускользнуло от нас вовсе. Впрочем, я говорю пустяки; ты-то, я думаю, легко разберешься с ним, когда окажешься один. Но ради бога, сделай это при мне или, если хочешь, давай разбираться вместе, как делали только что; и, если у нас получится это, то будет отлично, если же нет, я, думается мне, покорюсь своей судьбе, а ты легко постигнешь его, оставшись один. А если мы постигнем его теперь, не беспокойся, я не буду надоедать тебе расспросами о том, что ты постиг самостоятельно. Сейчас же посмотри снова, чем тебе кажется прекрасное. Я говорю, что оно... только ты следи за моей мыслью повнимательнее, как бы мне не сказать чего-нибудь несуразного... пусть у нас будет прекрасным то, что пригодно. Сказал же я это вот почему: прекрасны, говорим мы, не те глаза, что кажутся неспособными видеть, но те, что способны видеть и пригодны для зрения. Не так ли?
     Гиппий. Да.
     АЕ. Не правда ли, и все тело в целом мы в таком же смысле называем прекрасным, одно - для бега, другое - для борьбы; и все живые существа мы называем прекрасными: и коня, и петуха, и перепела; так же как и всякую утварь и средства передвижения: сухопутные и морские, торговые суда и военные; и все инструменты, как музыкальные, так и те, что служат в других искусствах, а если угодно, и занятия и обычаи - почти все это мы называем прекрасным таким же образом. В каждом из этих предметов мы отмечаем, как он явился на свет, как сделан, как составлен, и называем прекрасным то, что пригодно, смотря по тому, как оно пригодно и в каком отношении, для чего и когда; то же, что во всех этих отношениях непригодно, мы называем безобразным. Не думаешь ли и ты так же, Гиппий?
     Гиппий. Да, думаю.
     АЕ. Так, значит, мы правильно теперь говорим, что пригодное скорее можно назвать прекрасным, чем все иное?
     Гиппий. Конечно, правильно, Александр.
     АЕ. Не правда ли, то, что может выполнить какую-нибудь работу, для нее и пригодно, то же, что не может, непригодно.
     Гиппий. Конечно.
     АЕ. А значит, возможность что-либо сделать - это прекрасно, а невозможность - безобразна?
     Гиппий. Вот именно. Все, Александр, подтверждает, что это так, а в особенности государственные дела: ведь в государственных делах и в своем собственном городе быть в состоянии сделать что-либо прекраснее всего, а бессилие - всего отвратительнее.

     Что такое красота? Красота - обещание положительных функций или положительных возможностей. Большинство людей мыслят "стандартами красоты", которые являются результатом эволюции и обусловлены стремлением к продолжению рода (рождение здорового потомства, забота о нем, воспитание и прочее). Красота - суть рациональность человеческого тела. Самые красивые люди - пятиборцы.
     Решительно все виды чувств, доставляющие нам ощущение красоты, в своей основе имеют важное и благоприятное для нашего организма значение, будь то сочетание звуков, красок или запахов... Каковы общие отправные точки нашего заключения: человек этот красив? Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедеятельности. Если человек ухоженный, следит за состоянием кожи, волос, внешним видом, то про него невозможно сказать, что он некрасивый.
     У мужчины знаками красоты являются широкие брови, мощный подбородок, сильные ноги и руки. Но почему? Роль мужчины в нашем, а точнее в древнем обществе, из которого мы произошли, это роль воина-защитника. В частности по порядку: широкие брови - для меньших шансов потерять глаз; подбородок - для прикрытия шеи; сильные ноги - для того, чтобы устоять в битве; и соответственно руки - для того, чтобы нанести сильный удар. У женщин роль другая, поэтому: большие красивые глаза - для раннего обнаружения опасности; длинные красивые ноги - для того, чтобы быстро убежать от опасности; красивые груди и бедра связаны с большими шансами родить и вскормить ребенка. Цинично? А как же! Но, если бы этого не было, то мы бы не были столь благополучны сейчас, благополучны как вид. Потому что абсолютно здоровые люди женились бы на больных, калеках, слабоумных и: не получали бы потомства! По тем или иным причинам. Задумайтесь сами, разве у вас вообще возникает мысль о получении ребенка от калеки при его виде? Конечно, нет.
     Красива прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы - мы называем ее гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела. Недаром актеров, особенно киноактрис, танцовщиц, манекенщиц, - всех, для кого важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или сидеть в подтянутой, позе. Недаром военные выгодно отличаются от нас, штатских, неспортсменов, своей подтянутостью, быстротой движений. Тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни, в живом теле человека воспринимается нами как красивое, привлекает нас и тем самым выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор. Таково биологическое значение чувства красоты, игравшего первостепенную роль в диком состоянии человека и продолжающееся в цивилизованной жизни.
     Что безусловно красиво у человека вне всяких наслоений индивидуальных вкусов, культуры или исключительных расовых отклонений?
     Скажем, большие глаза и притом широко расставленные, не слишком выпуклые и не чересчур впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точности гормональной регулировки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах - наилучшее.
     Красивы ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твердой растительной пищи или сырого мяса.
     Красивы длинные ресницы - они лучше защищают глаз. Нам кажутся они изящнее, если изогнуты кверху, - ощущение верно, потому что отогнутые вверх кончики не дают ресницам слипаться или смерзаться.
     Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивы для мужчины, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, что нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет более развитый жировой слой, чем мужчина. Это хорошо известно, но так ли уж всем понятно, что это не более как резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребенка? Попутно заметьте, где на теле женщины располагаются эти подкожные пищевые запасы? В нижней части живота и области вокруг таза - следовательно, эта резервная пища одновременно служит тепловой и противоударной изоляцией для носимого в чреве ребенка. И в то же время этот подкожный слой создает мягкие линии женского тела.
     Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается вовсе не так - скорее как нечто слегка болезненное. Шея мужчины должна быть некой средней длины и достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжестей. Женщина по своей древней природе - страж, а ее длинная шея дает большую гибкость, быстроту движений головы, - снова эстетическое чувство совпадает с целесообразностью.
     Наконец, одна из главных противоположностей полов - широкие бедра прямо безобразны у мужчины и составляют одну из наиболее красивых черт женского тела. Древние эллины, обращаясь к женщинам, частенько восклицали: «Красуйтесь бедрами!»
     Наиболее привлекательное для мужчин соотношение размеров талии к бедрам у женщин равно примерно 0,7. Этот показатель указывает на то, что таз женщины достаточно широк, чтобы выносить ребенка, а тонкая талия свидетельствует об отсутствии беременности на данный момент.
     Увеличение мозга требовало расширения таза матери, а вертикальная походка - сужения таза. Для того чтобы нанести наименьшие повреждения мозгу ребенка, так же как и для того, чтобы выносить его в наилучшем состоянии, мать должна быть широкобедрой. В то же время спутница жизни дикого человека, много бегающая, носящая подолгу добычу, да и ребят за собой, в процессе отбора становится узкобедрой, часто гибнет при родах, рождает ребят менее жизнеспособных.
     И что бы там ни говорили законодатели мод и выдумщики всяческих оригинальностей, когда вам, художникам, надо написать образ женщины-обольстительницы, покорительницы мужчин, в серьезном или шутливом оформлении, - кого же вы рисуете, как не крутобедрую, высокогрудую женщину, с осиной талией.
     Тонкая, гибкая талия есть анатомическая компенсация широких бедер для подвижности и гибкости всего тела.
     Изменение пропорции ноги - вот в чем суть каблука. Удлиняется голень, которая становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгому, то есть к успешной охоте. Оно было у древнейших представителей нашего вида кроманьонской расы, оно и сейчас есть у некоторых африканских племен.
     Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал, - это подсознательное воспоминание о совершенстве в беге. Добавлю, что каблуки придают вашей ноге крутой подъем. Тут эстетика прямо, а не косвенно, сходится с необходимостью высокого подъема для легкой походки и неутомимости.
     Прямой нос - прямой ход для вдыхаемого воздуха. Для нас, европейцев, северных людей, характерна высокая переносица и высокое небо - воздух проходит в горло по крутой дуге и лучше обогревается.
     Брови, назначение которых отводить в сторону пот, стекающий со лба, и не давать ему заливать глаза, должны быть густыми. И при густоте они не должны быть чересчур широкими, чтобы в них не скапливалась грязь, не заводились паразиты. Вот секрет красоты узких и густых бровей.
     Волосы - богатство женщины. Во все времена представительницы прекрасной половины человечества уделяли много внимания прическе, поскольку волосы один из основных признаков женственности и красоты.

  Работы
  автора,
  Санкт-
  Петербург,
  2002-2004
  годы


 

5. Пять признаков красоты прекрасного (окончание)
6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным
7. Культ красоты или культ прекрасного?
     Об авторе. Культовая эссеистика Александра Елеукова и воинствующее эстетство

Богатырь (Париж)
"Просодия"
песни по мотивам поэтической антологии русского зарубежья (1920-1990)
с избранными местами из географической карты Европы (flash, по состоянию на декабрь 2003 года)

1. ПАРИЖ, ЛОЗАННА, КЕЛЬН
по мотивам стихотворения О.Ильинского «Зашли в кафе»

2. БЕГСТВО
по мотивам стихотворения Амари

3. НАШ КРАЙ
по мотивам стихов Марины Цветаевой

4. В БЕРЛИНСКИХ УЛИЦАХ
слова В.Ходасевича, с незначительными изменениями

5. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
слова В.Андреева

Заказывая журнал при помощи нашей службы онлайнового заказа, вы получаете возможность ознакомиться со всеми материалами журналов, как с теми, которые представлены на нашем сайте, так и теми, что не вошли в интернет-версию журнала в связи с большими объемами мультимедиа-файлов.

К оглавлению номера
На главную страницу

Хостинг от uCoz