Владимир Аристов
Окурок на рукаве
Я
шел летней парижской улицей и вдруг почувствовал горячее касание и ожог
у локтя левой руки. Рука инстинктивно качнулась, я увидел, что на границе
короткого рукава рубашки светился тлеющий, горящий окурок. Я перевел взгляд
наверх: все окна по вертикали были полуоткрыты: очевидно, кто-то бросил
сигарету из окна, не думая, не целясь. То была случайность мгновенного
прикосновения к чужому и ожог. Но стеклянная оболочка, окружавшая реальность,
раскололась и исчезла. Грубое анонимное вторжение привело к тому, что
город ожил, и мое сознание раздвоилось, я понял, что нахожусь в другом
городе, а не в подобии Москвы, сходства с которой все время неявно искал.
Одновременно я вспомнил о Париже, построенном давно нашим сознанием. И
теперь не было и отделенности от города вокруг: ты думал, что ступаешь
по мощеным улицам — лабиринтам мечты, но оказалось, что это не так. Ты
увидел, что есть два города, которые соединились мгновенной случайностью:
Париж воображения и Париж зримый, который был уже не под стеклом. Однако
второй город вытеснял и поглощал странный и непрочный город первый.
Был допотопный детский слой воспоминаний, литературных
представлений о невиданных городах. Если вдуматься, что представлялось
при чтении известных образцов, то понимаешь, что мушкетеры играли в мяч
где-то в районе сада "Эрмитаж", на который изредка прилетало
видение Пионерских-Патриарших прудов, однако в основном все события происходили
на улице Чехова рядом с голубым трехэтажным особняком. И невиденный Лондон
Конан Дойла оказывался на поверку фрагментом Москвы: дождливые извозчики
выезжали мимо вечерних мокрых граней Елисеевского магазина из Козицкого
переулка на улицу Горького. И неудивительно поэтому, что оказалась знакомой
серая мощь Риджент-стрит: она реально создавалась от слияния в повороте
домов Мясницкой и Солянки.
Затем был долгий путь строительства образов пространств,
которые мы не чаяли когда-нибудь увидеть. Мы вырастили видения городов
и садов, но когда появились потом в них, то их не узнали. Мы поняли, что
видим совсем не настоящий, не родственный нам Париж, однако забыли прежнее
ощущение. Внешняя сильная реальность погребла хрупкие создания, принадлежавшие
лишь нам и никому другому, потому что мы сами не могли отчетливо их представить.
Те созданные города остались скрытыми в нашей памяти, и теперь — как нам
внушают, да и мы сами внушаем себе — ими можно пренебречь. Лишь случайность,
мгновенная проникающая посторонняя боль вдруг соединяют пространства.
И мы на некоторое время видим все по-иному. Мы можем понять, что даже
родной город способен предстать неузнаваемым.
Теснота и сближенность в городе делают внезапно
возможными события, совершение которых легко подвергнуть сомнению. Теснота
и шанс совершиться случайной встрече людей или образов существенны не
только сами по себе. Они говорят, намекают на близкое соседство внутренних
и внешних образов. Рядом, рядом янтарные пальцы в метро. Ногти кажутся
прозрачными, и глаза закрыты, чтобы не видеть или чтобы лучше видеть ту
невероятную глубину другого, за областью чувств. Рядом виски, закрытые
прозрачными пластинками, так что несомненно видна пульсация и пролет мысли,
неясно только, какой мысли.
В продолжение
В оглавление
|