Дмитрий Бавильский
Голос города, или Ужас перед жизнью
1.
Метрополитен
меняет наши представления о времени и пространстве, их связи друг с другом.
Точно так же, как, скажем, сотовый телефон отучает нас от статичных разговоров
в закрытых помещениях: оказывается, идти по улице и говорить в маленькую
трубочку — совершенно отдельное удовольствие. Сразу находится тридцать
три повода рассказать о том, что видишь.
Я никогда не думаю о человеке,
с которым говорю по телефону, как о чём-то целом, ведь для меня сейчас
существует только его голос, то есть нечто, существующее совершенно отдельно
от всего остального. Разговор по телефону перечёркивает телесность, тело
отменяется за ненадобностью в пользу чистого духа сообщения.
Голос и в жизни-то существует,
может существовать, отдельно от своего обладателя: то, как мы воспринимаем
свои колоратуры изнутри, весьма отличается от того, как их воспринимают
другие люди. Однажды я несколько месяцев проработал на радио. Жуткие остались
впечатления: мой голос заставал меня в самых неожиданных местах или ситуациях — в вагоне троллейбуса или, например, в парикмахерской. Так что я не успевал
приготовиться (точно так же мы группируемся за мгновение до того, как
взглянуть на себя в зеркало), терялся, замолкал — мой внутренний голос
замолкал, прислушиваясь к моему внешнему голосу, записанному на плёнку
и гуляющему по городу в виде невидимых лучей.
Не завидую дикторам и поп-звёздам,
чьи голоса записаны на те или иные носители. Смотришь по телевизору фильм
с участием недавно умершего актёра и поёживаешься. В случае с радио ситуация
обстоит ещё более радикально: что такое звучащий, протянутый в пространстве
голос, очищенный от любого намёка на что-либо материальное?!
Я затрудняюсь ответить.
В продолжение
В оглавление
|