В начало
САДЫ
Сады Альбера Кана.
Сады японский и французский. Остальные
закрыты из-за позапрошлогодней бури. Выставка — автохромные и объёмные
фотографии, сделанные шофёром французского бизнесмена в Китае в 1909 году.
Медленно двигаешься в сторону — и персонажи на объёмных снимках движутся
вместе с тобой. Ощущение, что вот-вот, и машина времени будет наконец
доступна. Демонстрируют её пробные экземпляры, но из каких-то высших технико-стратегических
соображений внутрь снимка (времени) ещё не пускают. Очки — разноцветные:
одна линза — красная, другая — синяя. Глядишь через них — видишь трёхмерное
чёрно-белое. Снимки с тем же эффектом воспроизведены на открытках и в
каталоге.
По саду деловой походкой перемещаются девушки,
охотящиеся на фотографирующих. Поймав, заставляют подписывать бумагу о
том, что в саду можно делать только семейные снимки. Копирайт на растения?
Заинтригованный, рассматриваешь и дзенские ёлки-палки в стереоскопических
очках.
В фильме о путешествии по Китаю несколько
раз сообщается, что в пути путешественники обедали консервированными сардинами
и шоколадом. Наверняка, тогда это было чем-то изысканно-прогрессивным.
Упоминается миссионер pиre Fatiguй. Если перевести буквально: «усталый
отец». Отец Усталый рассказывал Кану и его шофёру о китайских нравах.
Ресторан в садах — из тех, куда ходят не
ради меню (довольно банальное), но ради того, что вокруг. Начиная с трёх
часов дня, он превращается в чайный салон. Сидишь на террасе второго этажа,
смотришь на закопирайченные деревья и думаешь о том, как всё-таки мало
бамбука в твоей жизни. Ещё раз гуляешь по саду, досматриваешь фото, оставленные
на потом.
Прогулка
по Монсо и окрестностям.
На полянах крап фотогеничных подснежников.
Осмотр декоративных руин: псевдодревнеегипетских,
псевдоантичных.
Колоннада, озерцо, селезни.
Vivre en plein Monceau.
"Не хотела бы здесь жить".
Чем питаются жители? выходят ли из дому? существуют
вообще?
(И заодно: почему на музее китайского искусства
Чернуши мозаичный портрет Леонардо и другого почтенного европейца?)
Старые деньги. Застарелые болезни. Снежная королева,
мучающаяся гастритом.
Где-то неподалёку дом в виде пагоды, в котором
галерея китай-арта. Одно из немногих любимых мест в городе, ни адреса,
ни точного местонахождения какового не знаю и люблю выходить на него памятью
ног.
"Пойдем к пагоде. Кажется, они собирались закрыться.
Что теперь там?"
Утром, делая пробежку по саду, я видел толстяка. Прошло столько
лет, но он не сменил синего костюма, в котором ходил на работу ещё тогда.
Или купил новый, ничем не отличающийся от прежнего. Он заметил, что я
его рассматриваю, но меня в ответ не признал; с достоинством человека,
владеющего ходом своих мыслей, прошёл дальше.
Покидая сад, я бросил взгляд на музей.
На этот раз ко взаимоидентификации приглашал он — смеясь в стеклянном
кубе входного предбанника. Я не ответил на приглашение. Он — не стал окликать.
Ни у одного из нас не было сил так сразу окунуться в общее прошлое. О
нём самом я мало чего помню: называл себя актёром, жил с подругой на Кадэ,
их квартира была над пиццерией, поэтому в доме всегда было жарко. Компанейский
малый, не злой, в меру любопытный. Один раз они даже появились на рю де
Лиль. Маргарита любила гостей и тоже называла себя актрисой. Скорее всего
он остался в смотрителях, только сменил музей. Отсутствие обязательств
при общей парадности совершаемого, постоянная смена лиц вокруг — занятие
не из самых плохих. Чтобы создать ощущение дополнительного разнообразия,
смотрители в течение дня меняют залы. Утром ты опекаешь скелет мамонта,
после обеда — древние горшки. Впрочем, ни в мамонтах, ни в гончарном ремесле
разбираться не обязательно, достаточно точно указывать, где находится
туалет.
В следующий раз у нас, наверное, хватит
сил остановиться посередине аллеи, потолковать о прежних знакомых. После
чего я потрушу далее, а он продолжит путь в музей. Время от времени мы
будем встречаться, также полуслучайно, с энтузиазмом здороваться, не ища,
однако, места в новых жизнях друг друга.
Возможно, это даже поможет чуть-чуть понять
смысл предыдущего десятилетия существования, самого туманного из всех
прожитых. На бегу. Мимо альпийского участка, со множеством пояснительных
дощечек, но без растений. Мимо одиноких фигур, скрючившихся с утра на
редких скамейках в потаённых садовых уголках.
Потом я приму душ и обо всём забуду. До
следующих пробежек, которые ценю за возможность уйти в сторону.
Уйти. Вернуться. Опять отбежать. Встретить
синего толстяка.
|