Фрагменты редакционной
статьи, сохранившейся после отмывки палимпсеста 1 августа 2000 года
То, что здесь будет сказано, не должно
быть воспринято ни как оценка, ни как суждение, ни как руководство к
действию.
/.../
В чем специфика современного пост-самиздата? Не есть
ли невыраженность жестких принципов отбора — средство борьбы с новым
провинциализмом? По современным культурным условиям провинциализма как
такового, казалось бы, быть не должно, а он есть. В контексте скоростей
обмена информацией цветаевское сетование
"Расстояния, версты, мили
Нас расставили, рассадили"
кажется бессмысленным. Глобализация культурного поля, не знающего территориальных
барьеров, по логике вещей должна бы приводить к унификации и повсеместной
столичности высшей пробы. Однако же ксерокс наряду, скажем, с сохой
и другими орудиями крестьянского труда все еще не сдан в музей.
/.../
Естественному отбору авторов всегда найдется место
в пищеварительном тракте самоеда — редактора.
Проблема непризнанности, отсутствия читателя возникает,
как правило, в том случае, когда читатель понимается как потребитель.
Неизвестно, найдет ли место на рынке произведенный автором продукт.
Если же автор воспринимает читателя как самого себя, то есть полностью
отождествляется с ним, то возникшее коммуникационное образование (читай — внутренний диалог) не имеет никаких шансов оказаться неуспешным.
/.../
Маргинальность хороша как модная фигура речи. Она
может быть использована и как позиция — в том случае, когда художник
бежит общества и успеха, стремясь к умозрительной цели. Но как только
цель достигнута, он оказывается застрявшим в невидимых силках, ибо маргинальность
гипостазируется по тем же законам, что и успех.
В идеале эстетическое искомое представляется как
выстрел из винтовки, пробивающий в мишени одновременно и десятку, и
молоко.
Будучи последовательным представителем современного
пост-самиздата, журнал «Стетоскоп» отнюдь не является ни пасынком солидных
издательств, ни терапевтической примочкой для душевно бедствующего графомана,
ни свалочной ямой, в которую сбрасывается все, что не является, условно
говоря, литературой.
Что же, справляться о таких текстах у Бахтина по
спиритическому телеграфу?
/.../