Михаил
Богатырев
Внутренний
наблюдатель
(из
записей в ревизских сказках)
Привычка
жить не своей жизнью складывается незаметно.
В
какой-то момент начинаешь видеть себя со стороны.
Речь
внутреннего наблюдателя изобилует "дихотомиями" — изречениями,
заметками, замечаниями, сдвоенными строфами, фрагментами никчемных мистификаций.
Бреясь
перед зеркалом в ванной, стараешься поменьше смотреть на неприятного субъекта,
расположившегося по ту сторону амальгамы.
Он
комментирует поступки живущего не своей жизнью выдержками из карманного
словаря, он использует его биографию в качестве материала для невероятных
историй. Таких, например, как
§1.
абзац и преамбула
" — Чтобы плавать нужно плавать,
-
любил повторять кто-то из великих, то ли Гегель, то ли диктатор Мао.
Первая
часть этой фразы выступает в значении абзаца, тогда как во второй уже
явственно различима преамбула.
Медицинский
психолог Владимир Т. сломал мениск, купаясь в бассейне.
Он
перевернулся в воде и ударился коленом о массивный железный поручень.
Белое,
бескровное лицо Владимира Т. мучительно долго преодолевало барьер поверхностного
натяжения жидкости.
Наконец,
хляби разверзлись, и он закричал:
А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-бзац!
К
сожалению внутренние требования смыслообразования не всегда соответствуют
законам построения речи.
Профессионал-подводник
нипочем не полезет на дно, не запасшись сигнальным шнуром. Должен же кто-то
вытянуть водолаза на поверхность, поднести ему нашатырного спирта и сочувственно
пробормотать: "Да-а... Абзац".
Это
только мыслители да словотворцы способны тонуть во внутренних волокнах
речи, игнорируя принцип обратной связи.
Откроем
отдельный том Примечаний к Словарю синонимов (М.1997):
абзац — м.,сущ., в переносном значении - точка
(книжн.), кранты (арг.), п...ц (ненормативн.)
Иногда
преамбула совпадает с переносным значением абзаца.
Возьмем,
к примеру, эротические фотоальбомы издательства Tachen. Чего здесь только
нет: влагалища, анусы, плетки, подвязки, механические гениталии... На
лицах моделей — нескрываемое выражение тупости и окаянства. Одна из них
особенно отвратительна: маленькая головка фарфоровой куклы, добрых две
тонны венозного мяса, необъятный панбар-хатный лиф и выбритый лобок. А
возле кушетки, на которую взгромоздилась эта чудовищная свиноматка, из
упаковок презервативов выложена надпись: "Алиса в Зазеркалье".
Так
абзац превратился в преамбулу, а классический персонаж детской литературы
стал жертвой фантазма".
В
последующих своих историях внутренний наблюдатель никак не может отказаться
от слова "литература". В гордыне своей возмечтав уподобиться
великому селекционеру Менделю, он скрещивает понятия "литература"
и "иерархия", получая в итоге нечто среднее. Вслед за Григорием
Сковородой он ополчается против несовершенства тварного мира, на свой
манер порицая "сволочь, сплошь, плоть и плетки". Он отказывается
от реалистической речи для того, чтобы гнев его не задевал конкретных
вещей и субъектов, но, тем не менее, слова его по-прежнему адресуются
бестолковым любителям жареного да тунеядствующим эстетам:
§2.
иература и шнутцеры
"Иература
подается слегка подвяленной, некоторые ценители утверждают даже, что она
должна выглядеть вялопреловаляющейся. Шнутцеры обвязываются вокруг иературы
на манер туесов или же сворачиваются в окружности, которые сверху выглядят
как танцевальные площадки, на которых иература справляет свои оргии.
В
древности считалось, что шнутцеры несовместимы с иературой; поэтому их
никогда не употребляли вместе. На худой конец, если уж совсем ничего под
рукой не было, вместо шнутцеров использовали золотые рыболовецкие крючки
с тесемками.
Вавилон,
братцы, кормился пригородами и исчез, потому что кончилась вода."
§3.
прессопаталогия и патапрессура
"Таких
терминов нет в природе. Вероятно, в рукопись вкралась ошибка? Однако,
в примечаниях сборнику "Последние слова великих людей" — Москва.
Серия "ЖЗЛ" — читаем:
"По
свидетельству очевидца, Это были последние слова Всеволода Мейерхольда,
который, невзирая на направленные на него ружейные дула, спокойно и сосредоточенно
продолжал вполголоса обсуждать сам с собою политику стресса и стратегию
политического прессинга в современной режиссуре."
В
продолжение
|