Рене Лавокат
|
|||
Первоначальное состояние человека
и первородный грех
|
|||
Кажется
закономерным предположить, что незнание древними нашего животного прародительского
происхождения дает основания серьезно пересмотреть вопрос о величайшей
мощи, которую теология долгое время приписывала Адаму, буквально считая
его. вследствие некоего теологического чуда, одаренным универсальным знанием.
Св.Фома, наделяя наших прародителей значительными сверхъестественными
способностями, признает, тем не менее, совершенно очевидным, (как мы уже
указывали выше, в других отрывках из того же труда): ''Во всех наших утверждениях
мы должны следовать природе вешей. за исключением того, что находится
над природой, и получено при помоши Божественного Откровения". Опираясь
на эти мудрые советы, современные богословы не слишком стремятся (и это
еще мягко сказано) присоединиться к мнению средневековых философов в вопросе
о сверхъестественных возможностях. Заметим, что значимость этого предполагаемого
дара совершенно несоразмерно с основным даром благодати, предвестием дара
видения Христа во Славе. Благодать -несравненный дар. утрата которого — катастрофа. По сравнению с этой утратой все остальное не столь уж важно.
Именно дару Благодати и ее утрате Тридентский Собор придавал такое огромное
значение, заслоняемое, видимо, в глазах некоторых вопросом о сверхъестественных
способностях. Собор чрезвычайно сдержан в своих канонах, где принципиально
и настойчиво указывается среди существенных привилегий близость
к Богу и состояние изначальной безгрешности, а также пагубные последствия
грехопадения, повлекшие за собой потерю безгрешности и смерть, по существу
понимаемую Собором как смерть духовную. Безгрешность сопровождалась состоянием
духовного спокойствия, которое было разрушено грехопадением. Но вовсе
не кажется само собой разумеющимся (конечно, я могу ошибаться, и я заранее
придерживаюсь мнения Церкви по этому вопросу), что это спокойствие духа
достигало, как это считалось ранее, величайшего совершенства, и превосходило
спокойствие духа, получаемое в Крещении посредством Благодати Христа,
о которой Тридентский Собор утверждал, что она может одержать победу над
вожделением, порожденным грехопадением, вожделением, существующим именно
для того, чтобы привести христианина к борьбе. Неужели первоначальная
благодать более действенна, чем Благодать Христа? Претриден-тенские теологи
по-разному описывают это изначальное состояние близости к Богу, которое
человек потерял вследствие ослушания, и с которым и Собор, и Писание связывают
избавление от страдания и физической смерти. |
|||