Михаил Богатырев
С языка срывались слова...
"С языка срывались слова. Ветер сносил
их в сторону, так что траектории гласных звуков и мощные турбуляции согласных,
заданные в какой-то мере толчками губ, не совпадали с направлением взгляда.
Путаница начиналась со слов и заканчивалась там, где на месте предполагаемого
собеседника оказывалось пустое прозрачное эхо, результат столкновения
воздушных масс...
Злополучный Рене Домаль, автор нашумевшей в свое
время "Патафизики смеха", как-то обмолвился, что..."
Записав эти строки, Федор Наумович Д. обнаружил
себя разговаривающим во весь голос. С языка и в самом деле срывались слова.
Федор Наумович посмотрел налево, но там никого не было. Следовательно,
говорить было не с кем и не о чем.
Справа в кресле сидит Виолетта, но Д. это не интересует.
Создается такое впечатление, что
героя как такового нынче на сцену вообще не выводят. Всякое действие начинается
с предыстории, да ею же, по сути, и заканчивается. Драматурги считают,
что это модно.
Например, Виолетта — жена профессора. Так-так,
что же мы знаем о профессорах?
Далее следуют несколько фраз кулуарного обихода,
но обязательно с интригой. Это вам не чеховское "Умри, несчастная!" Аспирантка,
с которой он был на "вы", а потом взял за локоть да так и не отпустил
до тех пор, пока она не научилась отвечать вместо него на телефонные звонки
(вы по какому вопросу к Федору Наумовичу?) и нарезать треугольные ломтики
хлеба для бутербродов. Вот тогда он расслабился, записал супругу в клуб
хатха-йоги, чтобы не интересовалась посторонними мужчинами, а сам уселся
в кресло-качалку, напустил на глаза голубиную паволоку и замолчал. Больше
с героем ничего и не происходило: был завкафедрой, стал деканом, через
год вернулся на прежнюю должность. Довольно скупая интрига, да и действие
неинтересное, мало что из себя представляющее в масштабах вселенной.
Но тут вступает в силу магия интуитивного мышления.
В какую сторону открывалась дверь, какие персонажи в нее входили, да как
реагировал на них Федор Наумович.
Все это можно было бы оставить за кадром, за исключением,
пожалуй, только одного момента, а именно: уже довольно много времени Федор
Наумович находится в коме, и вся его профессорская жизнь — чистый вымысел,
продукт отвлеченного разума. Слабым бликом реальности прорежает этот сюжетный
ход силуэт спящей сиделки. Имеются также: пустое эхо на месте предполагаемого
собеседника, траектории гласных звуков и отдельные фонетические элементы,
наводящие на мысль то ли о немоте, то ли о мычании.
|