Художник
А. Удоменщик: Эссе о литературном стиле
Мы не художники! — кричали друг другу мы и бросались в лицо чашками, посудой (какой ни
попадя), плевались...
Значит: разуверились.
— Ох, бля! Твоя гамма... Она тяжелее болотной
колоды! — кричал и плевался один из нас.
Плевался и плакал. Устал, наверное.
А жизнь шла своим чередом, подметая пьяные
опухоли чужеземных ночей щекотливыми мётлами света, снопами утренних
солнц.
И однажды — случайно! — на бархате птичьего
клёкота слух различал: да! вот это — моё! Ё-моё!
Да это же подлежит немедленному изображению.
И ЭТО — сегментами продырявленного пространства — пласталось эмбрионально. Колючая вечность предмета, пред-пред-предметность!
И вот уже — раззявлены рты. Уже сопли текут впереметь со слезой из опухших
глаз. Значит: работаем мы. И — - — пошло!
— - — и — - — пошло дело!
Пошла писать губерния!
— Поддай-ка белил! — кричим мы, волнуясь, спросонья.
— Поддай-ка холодного свету, не бойся! Не бойся!
Теперь из разлома сознания ЧИННО плывут эмбрионы
предметов. Столь же чинно, как и кабриолеты каких-то случайных свойств,
запряжённые тараканьими полчищами кистей и перьев.
Ох, бля! (устали и плачем)
Вонючее у нас масло: протухло оно в больших
пластмассовых банках. Какая-то нюня... НФЯ вместо палитры. И хочется
уже употребить поллитра.
Остыло изображение, не пошло: хоть убейся.
Тихонько очищаем с холста пелену предмета. Предметы — как сторожа: направили
дула в затылок. Следят, значит.
Но и убегая от щётки (становясь, может быть,
невидимым), то и дело проваливаешься в колею всевозможных эклектик.
То есть, совместил спонтанные броски фактуры со старательной линией,
и — - — конвоир тут как тут. С пистолетом у лба.
Исподлобья глазеешь на холст и уже понимаешь:
конечно же, колыбель предмета