Интервью
с Л. Петроградским
В истории
авангардного искусства мы найдем немало примеров тщательно продуманного
и организованного бреда. Театр абсурда немыслим без пьес, в которых
каждое слово стоит на своем месте и не подлежит никаким изменениям.
Произведения додекафонистов расписаны по нотам точно так же, как симфонии
Моцарта. Даже алеаторики, при всем случайном характере возникновения
их музыки, записывали ее так же на нотной бумаге. То есть, наличие определенного
сценария не мешает искусству быть (или считаться) авангардным. И — наоборот:
неподготовленность, незаданность — еще не критерий авангардности. это,
вроде бы, очевидно. Но говорить об этом приходится.
Упростив, можно сказать так: в идеальной импровизации
каждый элемент структуры знает свой характер и характеры остальных элементов,
умело пользуется своими возможностями, стремясь к достижению общей цели,
если таковая была. В джазовой импровизации достаточно свободы для каждого
музыканта, но ограничением являются рамки жанра: если решено играть
(импровизировать) блюз, то появление в ритм-секции ритма боссановы может
быть расценено или как непрофессионализм, или как злонамеренность, нежелание
делать общее дело. Однако, этот выход из рамок жанра может быть заранее
оговорен, и появление в блюзе боссановы будет неожиданностью лишь для
слушателей. Но это будет относиться уже к заданности. В свободной импровизации
появление подобной ситуации может быть оправдано предшествующей игрой,
и хороший музыкант не станет брезговать такой возможностью лишь потому,
что это будет выходом за рамки жанра.
В структурно-динамических импровизациях заданность
начинается с появления структуры, даже — с самой мысли о структуре.
Поведение структуры необходимо зависит от ее элементов, от их характера
и характера их взаимосвязей. Каждый из элементов структуры — это, по
сути, некий круг возможностей, количество и характер которых определяют
характер элемента и его возможную роль в структуре.
Многое станет очевидным на конкретном примере.