Часть
3
Цветоименование
Следуя
за великим натурфилософом Иоганном Вольфгангом Гёте, приложите призму
к пытливому оку. Ибо цвет стиха как цвет неба шёлковой кисточкой
гладит душу поэта и душу читающего стихи. Ибо цветоименование в
стихе не трамвайный звонок для воображения, но рвущийся вовне тон
сердца. Об этом следующее наше исследование.
Итак,
наиболее любимы Сашей Рижаниным тона красного цвета - встречаются
в 14-ти стихотворениях (из 102), жёлтого - в 10-ти стихотворениях,
синего - в 9-ти. Цвета, называемые им скорее по необходимости -
оранжевый, коричневый и чёрный, - встречаются лишь по три раза.
Активность, энергия, любовь к солнцу, не признающая уныния, жалоб
и самоистязания. Однако, такое знание о "певце нового оптимизма"
у нас уже есть. И вновь обратимся к пути поэта.
О,
лучи трёх звёзд освещали этот путь, три духа владели этой величественной
душой! Спектр первой звезды преимущественно сине-красный, в нём
нет ни тона голубого и коричневого (см. стихотворение "Мне
снилось утро..."). В ментальном сиянии этой звезды творил Саша
Рижанин в Риге. Конфликт ярости и спокойствия, огненно-красная заря,
разливаемая по ночному небу, ярость и восторг пробуждения, срывания
тенёт с лица и непослушных, незнакомых рук. Но как невразумительна
земля для внимающего небу, как непредставима блеклость душного полдня
для упившегося вином рассвета, так Саша Рижанин в объёме этой дивной
сферы поглощён яростным желанием спокойствия и созерцанием скапливающегося
ПРОТЕСТА (см. стихотворение "Может быть, это бред...").
И
погасла синяя звезда на красном небе, и дух голубизны обуял его.
Чистое парение в горних высях, ничуть чёрного, ничуть серого не
было в этих крылах, но абсолютная слиянность с полдневным небом
(см. стихотворение "Очень тягостно видеть не тальник...").
Это цвет второго этапа пути Саши Рижанина - ленинградского этапа,
времён "Берестяной книги". Медитация на голубизне - суть
порыв от обстоятельств бытия к надмирной гармонии, пребывающей в своей недостижимой вышине.
В такой ЗАДУМЧИВОСТИ движения облаков есть, видимо, некая истязательность...
("Мир - вытаращенный глаз или, что одно и то же для Отражения
Девушки, стеклянный дом с голубыми сполохами рисунков. Иной мир
- наивный, выкроен для блудницы-девочки сердцем травы, пробившейся
сквозь асфальт.")
И
сник голубой дух, истощившись в себе, и с началом третьего этапа
- времён книги "СТРАСТЬ" - обернулось сердце поэта к другой,
зелёной звезде - звезде степного малахита, выгоревшей на солнце
травы и подводных обусловленностей (см. стихотворение "Враз
взнемотствовала пантомима..."). В свете этой звезды, зеленеющей
и блекнущей, жил, творил и умер Саша Рижанин. В контексте наблюдения
дня по изменению неба можно было бы сказать: "Последний луч
перед закатом...", но это был цвет травы, цвет обращения к
реальности, к существу жизни (см. стихотворение "Видишь, девочка,
- стрекоза..."). Полностью спектр этой звезды выглядит как
- зелёный и красный при отсутствии оранжевого и фиолетового. Как
знать, может именно цветосочетание привело поэта к концу, может
сочетание терпкости и сладости было гибельно для него, как знать?
И вот - порыв к истинному и блуждания по окровавленной траве, апельсины
и баклажаны воображения, передрассветное небо и катартические потоки
утренних лучей солнца - и вот - как это перенести!
Инь
и Ян поэтического дара - чёрный и белый цвета, серый цвет - проза,
зрелость, УМИРАНИЕ. И на третьем этапе серый цвет берёт верх над
белым и чёрным. Стих блекнет, всё меньше цвета, всё меньше страсти
- старость, не несущая очищения и успокоения (см. стихотворение
"Я приду, надев потёртый китель..."). И что? - столкновение
с жизнью, боль и обида (см. стихотворение "Такие лунные дела...")?
К
последней части послесловия