Александр Бубнов. Авалиасофия
(памяти Дмитрия Авалиани, 1938-2003)

          Нелепо. Не лепо. Не стало Авалиани. На палиндромном 66-м году жизни. Конечно, он был не только потрясающим Мастером Палиндрома, Листоверта и других «строжайших» визуально-поэтических форм — он был Поэт. Он — Поэт. И перефразируя Поэта:
           НЕЧЕ ВЫТЬ!.. ТЫ ВЕЧЕН, Дмитрий Авалиани!
          Даже весьма узких «палинДмитрических» наблюдений достаточно, чтобы осмыслить авалианиеву Поэтэтику. Так, пушкинский палиндрософизм (из “Вакхической песни”) «Муза / разум» развит в шедевр-монопалиндром «Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум!». Палиндромию Авалиани возвысил в Палиндрософию («Я сущ? — Тщуся…», «Дорого небо, да надобен огород»), каламбурную панторифму превратил в строгобуквенную пантограмму («Не бомжи вы — небом живы!», «Поэта путь мой — по этапу тьмой!») и т. д. и т. п. Даже в старом “формате” Мастер нашёл свое место: палиндром-победитель конкурса газеты «Советская Россия» 1983 года «Мир, о вдовы, водворим!» создан будто бы сейчас.
          Но «максимум Палиндромической активности» Поэта совпал (или был Спланирован) с «девятым валом» между тысячелетиями, когда «Смена вех» всё же не превратилась в анаграммный синоним «Мена всех» (привет иной эпохе!), это можно было отнести только к «сгущению» девяток и затем к мгновенной смене всех цифр Межтысячелетия. Действительно, «Лира цвела, а Лев царил» (Лев — Зодиакальный знак Авалиани). Палиндроми(сти)ческий СонорХроноС (1991 + 11 = 2002) стянул лучшие авалиаверты и авалиадромы (не с'читая сейчас визуософизмы и вертопоэмы): простой и ясный реверсус «!лидер Боря…» (читайте назад), изящно-«детское» четверостишие «Режу фигурки — конус и рыбка, как бы рисунок — и круг и фужер», возвышенно-земное «Зов ангелов: о Русь! Сурово лег навоз», наконец, дерзновенно-констатирующее «Ад я лишил яда!», а всего-то, наверное, потому, что «я сличил то и то — вот и отличился!», а может быть, всё-таки оттого, что «вёл бурями мя Рублёв». Лирический герой и сам автор породнились в высокой языковой Объективности палиндрома.
          11 (!) лет назад Авалиани дал мне для публикации в издание о палиндроме «АмфиРифмА» поразившую меня своей силой палиндромистическую автоэпитафию:
          Я НЕ МИЛ, А ВЗЯТ, И МЕЧТОЮ ЯРЕМ УМЕРЯЮ, ОТЧЕ, МИТЯ ЗВАЛИ МЕНЯ
          Природа и миловала и не миловала его. Фигурами-формами поэтической речи и — физическими формами. Бытием поэтического Слова и — бытом. Поэт строил свой «дом» ежечасно, даже будучи лифтёром, сторожем, консьержем… — Дом Слова и Дом Буквы. Текстонику Поэт чувствовал и лелеял всегда. И где бы ни был его дом, он был под Небом и освещён Небом — и это для Поэта было куда важнее конкретного местонахождения дома или условий быта. И неуютно ему не было нигде, ибо у Поэта было Слово, но «Слово было у Бога, и Слово было Бог». Теперь произошло воссоединение Бога, Слова, Поэта… Богословие Поэта. Поэтическое Богословие. Авалиасофия.
          Когда из тысяч слов, свитых авалианами, соберут словарь языка Поэта, на многих и многих страницах проявится авалианное Небо — основа его литерософии. Вертикаль — вектор — вверх! Оглядываться по сторонам не было свойством поэтической природы Авалиани…
          Афоризмы «В начале Слова была Буква» (В.Супик) и «ПОэТ на три четверти ПОТ» (С.Федин) относятся к Дмитрию Авалиани больше, чем к кому бы то ни было, да и родился афоризм Федина в общении с Мастером, который мог буквы какого-либо слова (допустим, Петербург) изобразить и варьировать так, что при повороте листа или ином взгляде проявлялось целое стихотворение.
          Продолжатель идей Велимира Хлебникова, Дмитрий Авалиани так же все 24 часа в сутки был погружён в Тексто-Ткань. Так же, как Велимир, искал и находил Рифы-Рифмы Истории. Так же раздавал свои Автографусы (часто в единственном экземпляре) всем проявлявшим интерес к визуалистике, словно нарекал со-держателями авалиакаций. Произрастал во всех и вся. Был открытым — для общения, споров, был нередко наивным, был удивляющимся и удивительным — следовал любимому своему библейскому тезису «быть как дети».
          Помню, один из его палиндромов, сочинённый ровно 11 лет назад (!), начинался метафорой «ниша метро…», а заканчивался: «…в аорте машин» — в точности описание последних минут своей жизни: в ночь с 18 на 19 декабря 2003 года Поэт, возвращаясь домой, вышел из метро и был сбит машиной… ГРОМ!.. ..!МОРГ
           Отпевание свершилось 24 декабря 2003 года в Церкви Космы и Дамиана в Столешниковом переулке — в той самой церкви, где когда-то едва ли не в единственном месте можно было обрести книги Александра МЕНЯ…
          Литерософия алфавитного микрокосма объективно ставит Авалиани — по трём первым (палиндромно выверенным) буквам — вровень с Авангардом, а по четвёртой, СонорХроноС'ной — впереди Авангарда. В макрокосм Поэзии. В первые страницы антологий, энциклопедий, словарей… Ава… Авва! «…Отче, Митя звали меня».
          Биография Поэта завершена. Но «начало» и «конец» — одного корня, в этом Палиндрософия Времени.
          Авалиалогия только начинается

Курск — Москва — Курск,
дек. 2003 — янв. 2004

"Стетоскоп" № 37 — "Оптические иллюзии"
На главную страницу

 Обновление галереи Юрия Васильевича Титова

Хостинг от uCoz