пространство труднореализуемых проектов
Содержание журнала «Стетоскоп» за 1993—2010 годы
стетоскоп N35 — "ГОРОДОРОГ"
Дмитрий Бавильский
Голос города, или Ужас перед жизнью

 

 

В начало

2.

     Ну, да, метро.
     Я люблю эти сгущения и боюсь их, эти сгустки пространства, случающиеся в отсутствующем пространстве. Для того, чтобы метро получилось, нужно вытащить из земли неисчислимое количество всяких там пород, камней, песка, выстроив, таким образом, минус-пространство, которое, тем не менее, оказывается плюс-плюс-пространством. В Хельсинки это подчёркивается открытыми, незаштукатуренными каменными складками, которые обнажают суть и блуд подземного труда, и пресловутое скандинавское упорство.
     Метро же обязано соответствовать своему городу, да?! Иначе люди не смогут добраться туда, куда им надо. Вот в Москве оно такое же круглое и башенное, как градообразующий Кремль, его точная подземная копия. В Нью-Йорке сабвей дублирует прямоту мондиановской геометрии всех этих нумерованных улиц. В Берлине метро движется не только под землей: Берлинская стена слишком долго приучала немцев к клаустрофобии. Функциональные катакомбы парижской подземки помогают избавиться от избыточной складчатости культурного слоя на поверхности. Космополитическая Барселона смешивает линии метро с уходящими под землю пригородными электричками, лишёнными после Олимпиады надземного вокзала. Показательно, что Питер постоянно борется со своим метрополитеном: излишняя упорядоченность надземной части города входит в такой существенный резонанс с порядком под землей, что вынести это просто невозможно. Метро в Екатеринбурге сублимирует столичность, но не дотягивается до неё, обрывается на полуслове, и поезд дальше не идёт.

В продолжение
В оглавление

 

Хостинг от uCoz