Издательство «Стетоскоп»
Содержание журнала «Стетоскоп» за 1993—2010 годы
"±Стетоскоп" N30
М+Ю
Полифоническая словесность

Дополнение 1 — к разговору о ландшафте (ментальная живопись, экспромт):

   Хорошо, когда на нивах
   Рожь с пшеницею растет.
   Форму мысли чертит криво
   В нервной клетке водомет.

Дополнение 2.

   Вчера вечером бургундский безработный Алексей Z., бывший поэтический редактор одного из столичных журналов, довольно-таки связно рассуждал о том, что поэзия работает с несвойственным себе материалом. "Ее материя несамоприсуща", — уточнял Z., неловко пошевеливая затекшими пальцами рук. Это были не движения даже, а вылущивания, полунамеки на высвобождение каких-то форм, невидимых початков, завершающих линии пальцев. Незаметно для себя самого Z. словно бы отстранял свои руки от каких бы то ни было прикосновений.
   Заговорили об упоении стилем, о качествах мысли. Мысль, высосанная из пальца роскошного стилистического организма и... мысль —  заноза, застрявшая в коже сухого научного дискурса.
   Когда подъезжали к лесопарку Фонтенбло, ты сказала:
   - Модильяни — не живописец, потому что он был не в состоянии справиться с рельефностью. Ему казалось, что он пишет портрет, в то время как руки его лепили скульптуру.
   - Ну, а облака, — лукаво спросил я. — Они-то в каких отношениях с собственной фактурой состоят?
   Ты улыбнулась и приложила палец к губам.
   - Тише, тучу ведут под уздцы.

Дополнение 3.

   На выезде из Фонтенбло заговорили о синтетической архаике моторно-смысловых персевераций по Бернштейну, об иероглифах, об импульсном подходе в психометрии... При этом дважды (как ноты из затакта!) выскакивали имена психологов: Лагранж (теория «Эго — Покровы кожи») и ... («Индекс проникновения»). Я склонен был каждый неконтролируемый акт телесной подвижности рассматривать как некую границу, зону, на которой происходят столкновения Эго и Суперэго.

Дополнение 4.

   - Во-первых, этих двух боевых петухов каждый нормальный человек к тридцати годам уже сварил и съел, — смеясь, возражала ты. — А во-вторых, если дело обстоит так, как ты говорил, то всех увечных, расслабленнных, скорченных, всех танцующих под покровом святого Витта следует воспринимать как страдальцев беспримерной ответственности. Их Суперэго, разросшееся как аэростат, контрастирует с архаическим эгоизмом, намертво прикованным к прутьям пенитенциарной инстанции тела.

Дополнение 5.

   Человек — это способ организации времени и пространства. Наличие свободного времени и неорганизованного пространства свидетельствует о пустоте, не заполненной человеком. Хотя, с другой-то стороны, было бы нелепо предполагать, что организационная функция исчерпывает феномен человека.
   Помнится, лет этак двадцать назад мы с приятелем-геологом сидели ночью в коридоре Старопетергофского общежития. Просто сидели и молчали, ни в чем не нуждаясь. Тут из кухни вышел студент, плотно сбитый усатый крепыш по прозвищу Миша-Тотализатор. Проходя мимо нас, Тотализатор пробормотал себе под нос: "Ну, почему они все сидят и сидят? Ведь надо же что-то делать!". На протяжении нескольких лет мы с радостью повторяли друг другу эти слова, "надо же что-то делать!", и всякий раз казалось, что они звучат на новый лад. Не могу понять, почему эта случайно брошенная фраза превратилась в неиссякающий источник смеха.
   Сознанию мнится, что оно вступает в свои права лишь после того, как доспехи демиурга пришлись ему впору. Но уже сам факт наличия такой мыслеформы, как "доспехи демиурга", свидетельствует о принципиальной вторичности любого творческого акта. Философ Александр Секацкий выразился на этот счет кратко, упрощенно и не без пафоса: "Если человек (художник) в своем творчестве не разговаривает с Богом, он не в состоянии что-либо создать" (9.02.01. Беседа в кафе).

Дополнение 6, на тему "Эго — Покровы кожи":

   Скучная, неинтересная вселенная вдруг встряхнулась и обрела форму. Впечатление было такое, будто внезапно ожила медвежья шкура. Массы в ней нет никакой, однако наваливается. Костей и мышц нет, но она не бесплотна. Я рассматривал маленький участок кожи на тыльной стороне ладони левой руки. Квадратный сантиметр тела с зарубцевавшейся ранкой посередине. Подумалось: а вдруг именно на этом участке и происходит в данный момент столкновение Эго и Суперэго? Кочубей с Пересветом, копья наперевес!
   ...Потом заговорили о невидимом теле разговора, о той пограничной территории, где встречаются два невидимых тела: разговор и сновидение, о двух разновидностях стриптизерства: репродуцируемом сновидении и пересказанной исповеди. Разговор расширялся, ветвился и, наконец, дорос до вечных вопросов. Как сконструировать собственный эгоизм? Звучали опровержения: дескать, впору уже говорить не о репродукции, а о реставрации останков того мыслящего тростника, каковым я являлся.
   Решено было сменить тему, и речь пошла об онтологических запахах.

В продолжение

В оглавление

 

Хостинг от uCoz